Обзор изменений в законодательстве за июль 2017 года
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
за июль 2017 года
Федеральный закон от 26.07.2017 № 202-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Органам местного самоуправления предоставлено право на оказание содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
Соответствующие изменения внесены в законы об общих принципах организации местного самоуправления и о физической культуре и спорте.
Федеральный закон от 18.07.2017 № 171-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Уточнен порядок формирования представительного органа муниципального района
Установлено, в частности, что в случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата.
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования избрание главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, осуществляется не позднее чем через шесть месяцев со дня такого прекращения полномочий.
При этом если до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее шести месяцев, избрание главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования осуществляется на первом заседании вновь избранного представительного органа муниципального образования, а избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, - в течение трех месяцев со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.
Федеральный от 26.07.2017 № 189-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Должностные лица, виновные в нарушении срока и порядка оплаты при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, будут привлекаться к административной ответственности
Установлено, что при нарушении срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Если указанные деяния совершены должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, то в таком случае данное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до двух лет.
Федеральный от 29.07.2017 № 274-ФЗ
"О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Органы местного самоуправления смогут оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории
Установлено, что решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо указанных городов федерального значения, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, что может отразиться на поступлении налоговых доходов в местный бюджет или бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Внесенные изменения направлены на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июля 2016 года N 15-П, признавшего законодательные ограничения прав исполнительных органов власти по оспариванию в судебном порядке решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не соответствующими Конституции РФ.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ
"О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае"
В 4 субъектах Российской Федерации в порядке эксперимента введен курортный сбор
Эксперимент проводится посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, платы за пользование курортной инфраструктурой для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.
Взимание курортного сбора будет осуществляться не ранее 1 мая 2018 года. Окончание эксперимента запланировано на 31 декабря 2022 года.
Курортный сбор будет взиматься с физических лиц, достигших совершеннолетия, проживающих в объектах размещения более 24 часов. При этом предусматривается перечень льготных категорий граждан, с которых курортный сбор взиматься не будет.
Размер курортного сбора определяется законом субъекта РФ, при этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей, а в последующие годы - 100 рублей. Допускается установление субъектом РФ дифференцированного размера курортного сбора в зависимости от сезона, времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
Сумма курортного сбора, подлежащего уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом размер курортного сбора в стоимость проживания не включается.
Курортный сбор взимается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях (оператором курортного сбора), не позднее момента выезда из объекта размещения и подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент.
Федеральный закон от 01.07.2017 № 155-ФЗ
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Офшорным компаниям запретили покупать государственное и муниципальное имущество
Под офшорными компаниями в Законе понимаются юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Минфином России перечень офшорных зон - государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Под запрет попали и юридические лица, в отношении которых офшорной компанией или группой лиц, в которую входит офшорная компания, осуществляется контроль.
Введенные ограничения не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.
Кроме того, на офшорные компании и юрлица, находящиеся под контролем иностранных государств, международных организаций, офшорных компаний, распространен запрет совершения иностранными государствами, международными организациями сделок, влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также совершения сделок, предусматривающих приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов (действие Закона не распространяется на такие сделки, заключенные ранее).
Федеральный от 29.07.2017 № 249-ФЗ
"О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации"
За организацию "карусели" на выборах вводится уголовная ответственность
Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 142.2, согласно которой выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину (гражданам) избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме в целях предоставления ему (им) возможности проголосовать вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданам заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме будет наказываться штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
За получение бюллетеней для участия в голосовании вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования предусматривается наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.
За совершение указанных деяний группой лиц, организованной группой или по предварительному сговору размер штрафа, в частности, увеличен до семисот тысяч рублей, а срок лишения свободы - до пяти лет.
Федеральный закон от 26.07.2017 № 188-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части упрощения порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в целях выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования"
Право пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования будет предоставляться без проведения конкурсов и аукционов
Пользователями таких участков могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры в соответствии с Федеральными законами "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Участки недр будут предоставляться на срок выполнения соответствующих работ.
Общераспространенные полезные ископаемые, добываемые на таких участках недр, могут использоваться только в объеме и для целей выполнения соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Федеральный закон от 26.07.2017 № 179-ФЗ
"Об основах приграничного сотрудничества"
Приграничное сотрудничество получило законодательное закрепление
Подписан Федеральный закон, который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением приграничного сотрудничества, определяет основные принципы, задачи и направления приграничного сотрудничества, а также полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приграничного сотрудничества, органов государственной власти приграничного субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципального образования приграничного субъекта РФ.
Установлено, что приграничные субъекты РФ и муниципальные образования должны привести свое законодательство и свои муниципальные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Федеральный от 29.07.2017 № 217-ФЗ
"О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Правоотношения в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства будут регулироваться новым законом
Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства или огородничества.
Федеральным законом, в частности:
дается определение таких понятий, как садовый земельный участок, огородный земельный участок, хозяйственные постройки, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения, взносы;
устанавливается организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства и огородничества;
регламентируется порядок ведения садоводства и огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, без участия в товариществе;
определяется порядок ведения садоводства и огородничества на садовых и огородных земельных участках без создания товарищества;
устанавливаются порядок создания товариществ, права и обязанности его членов, основания и порядок принятия в члены товарищества и прекращения членства, порядок внесения и использования членских взносов, порядок контроля за органами товарищества (председателем и правлением), в том числе при расходовании ими денежных средств товарищества;
регулируются особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства;
предусматривается порядок государственной и муниципальной поддержки граждан, занимающихся садоводством и огородничеством, а также создаваемых ими организаций в этой сфере.
Соответствующие изменения внесены также в ряд Федеральных законов, в том числе "Об особо охраняемых природных территориях", "О сельскохозяйственной кооперации", "О некоммерческих организациях", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О кадастровой деятельности", в Закон РФ "О недрах", в Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ.
Федеральный закон включает в себя переходные положения, которыми, в частности, установлено следующее.
Реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не требуется, за исключением ряда случаев.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнерствам, а также огородническим некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие с положениями настоящего Федерального закона применяются его положения о садоводческих некоммерческих товариществах либо об огороднических некоммерческих товариществах.
Учредительные документы, а также наименования некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц.
Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.
Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "нежилое", сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением положения, внесенного в Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступающего в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, которым устанавливается, что некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами.
Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", с внесенными в него изменениями, признается утратившим силу.
Постановление Правительства РФ от 06.07.2017 № 804
"О внесении изменений в перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Расширен перечень видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска при закупках для государственных и муниципальных нужд
Указанный перечень был утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968.
Настоящим Постановлением в названный перечень в числе прочего включены:
аппаратура радионавигационная для работы в системе спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
приборы и аппаратура для телекоммуникаций;
устройства электрической сигнализации, электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах.
Приказ Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр
"Об утверждении СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
С 1 июля 2017 года начал действовать новый СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
Новый свод правил направлен на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития муниципальных образований, охрану здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, сохранение памятников истории и культуры, защиту территории поселений от неблагоприятных воздействий техногенного и природного характера, а также на создание условий для реализации социальных гарантий граждан, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства.
Свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории России и содержит основные требования к их планировке и застройке. Утвержденные требования предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости, среды проживания.
Признаны не подлежащими применению СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820).
Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 № 18-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан"
Финансирование затрат, связанных с организацией бесплатной перевозки обучающихся от места их проживания до места обучения, должно осуществляться в рамках межмуниципального сотрудничества
Согласно части 2 статьи 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Конституционный Суд РФ признал часть 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":
соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой ею предполагается обязательность организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, если с учетом обстоятельств, определяющих транспортную доступность образовательных организаций в конкретном муниципальном образовании, возможность осуществления обучающимися конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования существенно затруднена или не может быть обеспечена;
не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она возлагает на муниципальный район или городской округ - учредителя образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, в которой обучаются лица, проживающие в другом муниципальном районе или городском округе, организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно за счет средств своего бюджета - без предоставления ему средств из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы или без компенсации соответствующих расходов из бюджета муниципального района или городского округа, в котором проживают обучающиеся, - если необходимость их зачисления в данную образовательную организацию обусловлена тем, что на территории муниципального района или городского округа, где проживают эти лица, возможность осуществления ими конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования с точки зрения обеспечения территориальной доступности образовательных организаций существенно затруднена или не может быть обеспечена. Отдельно отмечается, что данное положение резолютивной части настоящего Постановления подлежит применению с 1 июля 2018 года.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.
Муниципальное образование - учредитель образовательной организации, в которую обучающийся, проживающий в другом муниципальном образовании, зачислен в связи с наличием объективных обстоятельств, обусловливающих невозможность обеспечения или существенное затруднение осуществления им конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования с точки зрения территориальной доступности, несет не только расходы на организацию его предоставления по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), в том числе на содержание зданий и сооружений, но и расходы на организацию бесплатной перевозки обучающихся до общеобразовательной организации и обратно, тогда как муниципальное образование, в котором проживает обучающийся, не только оптимизирует на своей территории обычные расходы на организацию предоставления основного общего образования, но и избегает расходов, связанных с исполнением императивного предписания закона, касающегося организации перевозки обучающихся между поселениями.
Такая ситуация не может оцениваться как отвечающая конституционным критериям справедливости и соразмерности, тем более если необходимость зачисления обучающегося в образовательную организацию другого муниципального образования порождена действиями (бездействием) администрации муниципального образования, в котором он проживает, по реализации полномочий в сфере образования (например, в связи с упразднением территориально доступной для обучающегося образовательной организации). В принципиальном плане не меняет эту оценку и то обстоятельство, что транспортные средства для перевозки обучающихся между поселениями могли в течение ряда лет предоставляться за счет трансфертов из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы: их эксплуатация, связанная с соблюдением достаточно жестких требований, обусловленных обеспечением безопасности детей, также предполагает несение соответствующих расходов.
Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление надлежащих нормативных и иных условий осуществления полномочия по организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, а также источников и порядка финансирования указанной деятельности.
"Методические рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)"
(утв. Минэкономразвития России)
Минэкономразвития России разработаны рекомендации к содержанию энергосервисных договоров (контрактов)
Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Минэкономразвития России предлагает включать в энергосервисные контракты в числе прочего такие разделы, как базовый уровень потребления, показатель экономии энергетического ресурса и расчетный период, энергосберегающие мероприятия, порядок определения фактической величины экономии, обеспечение материалами и оборудованием, гарантии, право собственности на результаты оказанных услуг, переход оборудования, экстренные ситуации.
В методических рекомендациях приводятся требования к содержанию каждого из разделов контракта.
Проект примерного энергосервисного договора (контракта) размещен на официальном сайте Минэкономразвития России в сети "Интернет" http://economy.gov.ru
Обзор изменений в законодательстве за июнь 2017 года
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
за июнь 2017 года
Федеральный закон от 07.06.2017 № 118-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Установлена административная ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания
Данное нарушение повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от ста до одной тысячи рублей. Повторное совершение данного правонарушения повлечет наложение штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Кроме того, ужесточена ответственность за нарушение:
порядка осуществления бюджетных инвестиций или порядка предоставления бюджетных инвестиций;
порядка предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и/или условий предоставления межбюджетных субсидий, в виде штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
Федеральный закон от 07.06.2017 № 110-ФЗ
"О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "О связи" и статью 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Операторы связи будут обязаны оповещать пользователей об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Порядок такого оповещения устанавливается Правительством РФ. Речь идет в том числе о случаях оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и радиовещания, при которых операторы должны осуществлять передачу в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации об указанных опасностях, а также о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Установлено, что расходы операторов связи, понесенные в связи с выполнением данных требований, возмещению не подлежат.
Редакции СМИ по обращению федеральных, региональных и местных органов власти обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе в порядке, установленном Правительством РФ, в зависимости от формы распространения массовой информации выпускать в эфир сигналы оповещения и (или) указанную экстренную информацию или публиковать такую экстренную информацию.
Федеральный закон от 07.06.2017 № 107-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях"
Встречи депутатов с избирателями в форме публичного мероприятия должны проводиться в соответствии с законодательством РФ о митингах
Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Для проведения встреч депутатов с избирателями необходимо будет подать уведомление о проведении публичного мероприятия. Данное уведомление должно быть подано в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Встречи депутатов с избирателями, проводимые в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях, могут проводиться без уведомления органов исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. При проведении встречи не должно быть нарушений функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры.
Федеральный закон от 07.06.2017 № 108-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, сохранили право осуществлять закупки в соответствии с положениями Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" были внесены изменения, согласно которым государственные и муниципальные унитарные предприятия выводятся из-под действия Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и обязаны при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Однако в силу специфики положения государственных и муниципальных аптечных организаций, настоящим Федеральным законом устанавливается, что осуществлять расходование небюджетных средств, полученных такими организациями от осуществления своей деятельности, и впредь будет осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2017 № 16-П
"По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Н. Дубовца"
Пренебрежение требованиями разумности и осмотрительности при контроле над выморочным имуществом со стороны компетентных органов не должно влиять на имущественные и неимущественные права граждан, в частности добросовестных приобретателей жилых помещений
Конституционный Суд РФ признал положение пункта 1 статьи 302 ГК РФ:
соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой им предусматривается право собственника истребовать принадлежащее ему имущество от добросовестного приобретателя в случае, когда это имущество выбыло из владения собственника помимо его воли;
не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно допускает истребование как из чужого незаконного владения жилого помещения, являвшегося выморочным имуществом, от его добросовестного приобретателя, который при возмездном приобретении этого жилого помещения полагался на данные Единого государственного реестра недвижимости и в установленном законом порядке зарегистрировал право собственности на него, по иску соответствующего публично-правового образования в случае, когда данное публично-правовое образование не предприняло - в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности при контроле над выморочным имуществом - своевременных мер по его установлению и надлежащему оформлению своего права собственности на это имущество.
Конституционный Суд РФ согласился, в частности, с позицией Европейского Суда по правам человека, по мнению которого истребование жилого помещения по иску публично-правового образования при условии неоднократной проверки самими органами публичной власти в ходе административных процедур регистрации прав на недвижимость правоустанавливающих документов и сделок, заключенных в отношении соответствующего объекта, влечет непропорциональное вмешательство в осуществление права собственности на жилище, если органы публичной власти изначально знали о статусе жилого помещения как выморочного имущества, но не предприняли своевременных мер для получения правового титула и защиты своих прав на него; при наличии широкого перечня контрольно-разрешительных органов и большого числа совершенных регистрационных действий с объектом недвижимости никакой сторонний покупатель квартиры не должен брать на себя риск лишения права владения в связи с недостатками, которые должны были быть устранены посредством специально разработанных процедур самим государством, причем для этих целей не имеют значения различия между государственными органами власти, принявшими участие в совершении отдельных регистрационных действий в отношении недвижимости, по их иерархии и компетенции.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22
"О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности"
Наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения ее предоставления
Верховный Суд РФ пояснил, что действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
В новом Постановлении проанализированы, в частности, процессуальные вопросы, структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок внесения платы и меры социальной поддержки.
Так, Верховным Судом РФ указано в том числе следующее:
споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства (требования о взыскании суммы задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающей пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства);
к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права;
при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта);
поскольку поднаниматели жилого помещения и временные жильцы не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг им не предоставляется;
при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры, болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)
В случае совершения поставщиком нескольких нарушений своих обязательств по госконтракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения
Верховным Судом РФ проанализированы материалы судебной практики по следующим вопросам:
заключение, исполнение, изменение, расторжение государственного (муниципального) контракта;
поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта;
обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов (обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта);
ответственность за нарушение государственного (муниципального) контракта;
контроль в сфере закупок.
В Обзоре содержатся следующие правовые позиции, в частности:
по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки;
при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг;
стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом;
представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта;
нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков;
заказчик вправе оспорить в суде решение антимонопольного органа об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.
Письмо ФАС России от 24.05.2017 № ИА/34601/17
"О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий"
Остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом либо конкретной датой
Отмечается, в частности, что требования заказчиков об остаточном сроке годности медицинского изделия, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей медицинских изделий, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок.
В целях предупреждения ограничения конкуренции остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению.
Требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и антимонопольного законодательства.
Письмо Минфина России N 24-04-01/ВН-28711, ФАС России
№ РП/43555/17 от 28.06.2017
"О позиции Минфина России и ФАС России по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности"
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены здания, принадлежащие заказчику на праве собственности, заключается без применения конкурентных способов определения поставщика
По мнению Минфина России и ФАС России, в связи с тем, что исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления наделены исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности, заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного управления, оперативного управления, без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В этом случае при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
ИНФОРМАЦИЯ
о результатах рассмотрения законопроектов (законов)
на заседании Государственной Думы ФС РФ в июне 2017 года
Законопроект № 1020371-6
О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
(в части установления запрета на участие офшорных компаний в приватизации)
Офшорным компаниям предлагается запретить покупать государственное и муниципальное имущество
Под офшорными компаниями понимаются юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Минфином России перечень офшорных зон - государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Под запрет попадают и юридические лица, в отношении которых офшорной компанией или группой лиц, в которую входит офшорная компания, осуществляется контроль.
При этом вводимые законопроектом ограничения не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.
Кроме того, предлагается распространить на офшорные компании и юрлиц, находящихся под контролем иностранных государств, международных организаций, офшорных компаний, существующий в настоящее время запрет совершения иностранными государствами, международными организациями сделок, влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также совершения сделок, предусматривающих приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов (при этом законопроектом предусматривается, что его действие не будет распространяться на такие сделки, заключенные ранее).
21 июня 2017 года закон принят Государственной Думой ФС РФ, 28 июня 2017 года закон одобрен Советом Федерации ФС РФ, 1 июля 2017 года закон был подписан Президентом РФ (155-ФЗ).
Обзор изменений в законодательстве за май 2017 года
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
за май 2017 года
Федеральный закон от 01.05.2017 № 90-ФЗ
"О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Унифицированы подходы к предоставлению и использованию государственными служащими и муниципальными служащими ежегодных оплачиваемых отпусков
В частности, устанавливаются:
- фиксированная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципального служащего независимо от того, должность какой группы должностей муниципальной службы он замещает;
- продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день;
- соотношение продолжительности стажа муниципальной службы и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет муниципального служащего;
- порядок использования муниципальным служащим ежегодного оплачиваемого отпуска.
За муниципальными служащими, имеющими на день вступления Федерального закона в силу неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, сохраняется право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков.
Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на день вступления настоящего Федерального закона в силу, исчисляется в соответствии с новыми требованиями, начиная с их нового служебного года.
Федеральный закон от 01.05.2017 № 83-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В Закон о контрактной системе внесены изменения в части ужесточения сроков оплаты заказчиком исполненного контракта (его этапов)
Настоящим Федеральным законом установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товара (работы, услуги).
Кроме того, предусмотрено, что по результатам исполнения контракта, заключенного с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, оплата должна быть произведена заказчиком в срок не более чем в течение пятнадцати рабочих дней (ранее - не более чем в течение тридцати дней) с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Постановление Правительства РФ от 18.05.2017 № 594
"Об утверждении Правил согласования изъятия для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления"
Определена процедура согласования изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления
Утвержденные Правила в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ устанавливают порядок согласования изъятия для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Согласование изъятия осуществляется в отношении земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимого имущества, которые предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или безвозмездное пользование гражданам или юридическим лицам.
До принятия органом местного самоуправления решения об изъятии орган местного самоуправления поселения, городского округа направляет проект решения об изъятии на согласование:
в случае если планируется изъятие земельного участка и/или расположенного на нем объекта недвижимого имущества, находящихся в собственности РФ, - в территориальный орган Росимущества;
в случае если планируется изъятие земельного участка и/или расположенного на нем объекта недвижимого имущества, находящихся в собственности субъекта РФ, - в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.
Предусмотрены основания для отказа в согласовании проекта решения об изъятии (например, в случае если на земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности РФ, субъекта РФ и необходимые для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом РФ по представлению Правительства РФ).
В случае непоступления от согласующих органов уведомлений о согласовании либо об отказе в согласовании проекта решения об изъятии в установленный срок проект решения об изъятии считается согласованным.
Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 № 577
"Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления"
Установлен порядок признания объектов капитального строительства, расположенных на территориях, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития, аварийными и подлежащими сносу
Положение распространяется на объекты капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, независимо от их формы собственности, расположенные на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории по инициативе органа местного самоуправления.
Согласно Положению объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу. Постановлением устанавливается перечень таких признаков.
Положением устанавливается порядок признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, включающий в себя, в частности, следующие этапы:
- формирование органом местного самоуправления перечня объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке;
- осуществление обследования фактического состояния объекта организацией, привлеченной органом местного самоуправления;
- формирование межведомственной комиссии в целях проведения оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект.
По результатам работы Межведомственной комиссией принимается решение о наличии или об отсутствии оснований для признания объекта аварийным и подлежащим сносу.
Решение о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу принимается органом местного самоуправления.
В случае если Межведомственной комиссией принято решение о наличии оснований для признания аварийным и подлежащим сносу объекта капитального строительства, находящегося в собственности субъекта РФ, решение о признании объекта аварийным и подлежащим сносу принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ; объекта, находящегося в собственности РФ - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении данного объекта. Указанные решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Постановление Правительства РФ от 11.05.2017 № 558
"Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем"
Установлена процедура проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры
Определены особенности проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения, отдельные объекты таких систем, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать муниципальному образованию (муниципальным образованиям) и/или субъекту РФ (субъектам РФ).
Совместный конкурс проводится с целью заключения с лицом, определенным в качестве победителя конкурса или единственного участника конкурса, нескольких концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Определены порядок подачи предложения о проведении совместного конкурса, порядок принятия органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов РФ решения о проведении такого конкурса или о невозможности его проведения, процедура проведения совместного конкурса. Для участия в совместном конкурсе заявители должны подавать единую заявку на участие, а участники совместного конкурса - единое конкурсное предложение.
Постановление Правительства РФ от 05.05.2017 № 531
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582"
Изменен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Постановлением, в частности:
- корректируется порядок расчета размера арендной платы за находящиеся в федеральной собственности земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ежегодный размер арендной платы за такие земельные участки будет определяться на основе рыночной стоимости права аренды);
- в отношении таких земельных участков устанавливается пятилетний срок, в течение которого не допускается изменение размера арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды;
- устанавливаются льготные ставки арендной платы за федеральные земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства, за находящиеся в федеральной собственности земельные участки, предоставленные собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством;
- вводится принцип учета наличия предусмотренных законодательством РФ ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, для которых такие ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 04.05.2017 № 525
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861"
Расширен перечень разделов федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"
В ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" включен новый раздел, представляющий собой реестр иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденным Правительством РФ. Данный раздел содержит справочную информацию о федеральных органах исполнительной власти, органах государственных внебюджетных фондов, Банке России, а также об организациях, предоставляющих иные услуги.
Утвержден перечень сведений об услуге, включенной в перечень иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций). Он включает, в том числе, наименование услуги, уникальный реестровый номер услуги и дату размещения в ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", наименование федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, Банка России, организации, предоставляющих услугу, способы предоставления услуги, описание результата предоставления услуги и другие сведения.
Правила ведения ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" дополнены новым разделом, предусматривающим порядок размещения в федеральном реестре сведений об иных услугах.
Предусмотрено, что ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" обеспечивает также предоставление указанных иных услуг. Публикация сведений из раздела федерального реестра, содержащего сведения о таких услугах на едином портале, осуществляется в течение 1 календарного дня со дня подписания их электронной подписью ответственного лица уполномоченного органа по ведению информационного ресурса федерального реестра.
Письмо Минэкономразвития России от 20.04.2017 № Д23и-2207
"О направлении информации"
Разъяснен порядок государственной регистрации в ЕГРН прав в отношении ранее учтенных земельных участков на основании заявлений органов государственной власти и местного самоуправления
Минэкономразвития России напоминает, что согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, которая проводится по желанию их правообладателей. При этом Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований, наделены правом на подачу в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Государственная пошлина, подлежащая уплате при осуществлении государственной регистрации, в рассматриваемом случае может быть уплачена как непосредственно лицом, в отношении которого совершается юридически значимое действие, так и представителем данного лица, в том числе органом государственной власти или органом местного самоуправления, выступающим в качестве представителя в силу полномочий, предоставленных ему законом.
Письмо ФАС России от 17.04.2017 № ИА/25494/17
"По вопросу о правомерности установления дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту при осуществлении закупок по текущему ремонту"
Установление требований о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту к участникам закупки работ по текущему ремонту неправомерно
ФАС РОссии отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки. Позиция ФАС России и Минэкономразвития России по вопросам применения указанного Постановления Правительства РФ отражена в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015, которое было признано Верховным Судом РФ недействующим в части предъявления требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту.
Таким образом, в настоящее время установление дополнительных требований к участникам закупки работ по текущему ремонту неправомерно и будет являться нарушением части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
"Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией"
Минтрудом России подготовлены рекомендации по соблюдению ограничений бывшим госслужащим при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией
В Методических рекомендациях приведены в том числе:
условия, влекущие необходимость получения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
порядок направления гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим обращения о даче согласия на трудоустройство;
порядок рассмотрения обращения гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего о даче согласия на трудоустройство;
порядок направления обращения в случае упразднения государственного органа, в котором гражданин замещал должность;
порядок рассмотрения обращения на заседании комиссии;
последствия нарушения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим обязанности сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы;
положения об ответственности работодателя за неисполнение обязанности сообщить о заключении с гражданином - бывшим гражданским (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора;
процедура проверки соблюдения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим ограничений.
Методические рекомендации также размещены на официальном сайте Минтруда России и доступны для скачивания по ссылке: www.rosmintrud.ru/ministry/anticorruption/9/4.
Информация МВД России
"Предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"
МВД России даны разъяснения по вопросам прохождения процедуры регистрации граждан РФ по месту пребывания и жительства в России
Сообщается, в частности:
куда и в какой срок необходимо обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания или по месту жительства;
какие документы необходимы для регистрации по месту жительства и по месту пребывания;
на какой срок можно зарегистрировать гражданина по месту пребывания;
какой порядок установлен законодательством для снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Заявление о регистрации по месту жительства должно быть подано гражданином не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства. Заявление о регистрации по месту пребывания подается гражданами, прибывшими для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, до истечения указанного срока.
Текст документа приведен на сайте https://www.мвд.рф.
ИНФОРМАЦИЯ
о результатах рассмотрения законопроектов (законов)
на заседании Государственной Думы ФС РФ в мае 2017 года
Законопроект № 1112269-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства" (далее - законопроект) направлен на внесение изменений в главу 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) с целью усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена следующим.
Действующий порядок подготовки и осуществления капитальных вложений и формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) предполагает исключительно дисциплинарную ответственность главных распорядителей за своевременность реализации инвестиционных проектов.
Одной из причин несвоевременности реализации главными распорядителями инвестиционных проектов строительства (реконструкции) объектов капитального строительства является нарушение исполнительской дисциплины по обеспечению принятия нормативных правовых актов (решений) об осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, согласование которых с заинтересованными органами исполнительной власти продолжается в финансовом году, в течение которого должны производиться расходы, связанные с организацией строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Наряду с этим, сроки реализации инвестиционных проектов нарушаются в результате позднего принятия получателями средств федерального бюджета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета: заключение государственным заказчиками государственных контрактов на проектирование и строительство, заключение соглашений о предоставлении субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям.
В результате значительный объем расходов федерального бюджета с учетом длительности процедур определения подрядчиков проектных и строительных работ приходится на конец года, что приводит к образованию на конец года дебиторской задолженности по оплаченным авансам, а также к неиспользованию утвержденных в федеральном бюджете бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений и образованию незавершенного строительства.
Кроме того, существует практика планирования бюджетных ассигнований в рамках одного финансового года на разработку проектной документации и на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
С учетом изложенного, в целях повышения ответственности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, осуществляющих бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности, предоставляющих бюджетные инвестиции, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, межбюджетные трансферты на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, за нарушение сроков реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства предлагается установить административную ответственность должностных лиц за нарушения установленных требований при осуществлении капитальных вложений (статьи 15.15.3 - 15.15.6 Кодекса в редакции законопроекта).
Кроме того, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств предлагается внести изменения в статьи 15.15.3 , 15.15.7 и 15.15.11 Кодекса.
В статье 15.15.3 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Вместе с тем в правоприменительной практике возникают разночтения при установлении фактов, влекущих административную ответственность, предусмотренную статьей 15.15.3 Кодекса, так как органами государственного (муниципального) финансового контроля субъектами нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов рассматриваются только участники бюджетного процесса, которым предоставлены межбюджетные трансферты.
Законопроектом предлагается предусмотреть административную ответственность дифференцированно в отношении участников бюджетного процесса, предоставивших межбюджетные трансферты, и участников бюджетного процесса, получивших межбюджетные трансферты.
В статье 15.15.7 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение казенным учреждением, в том числе порядка учета бюджетных обязательств.
Порядок учета бюджетных обязательств казенными учреждениями установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н (пункты 9, 314, 318-320) и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н (пункты 128 - 149).
Однако в правоприменительной практике органы государственного (муниципального) финансового контроля возбуждают дела об административном правонарушении, выраженном в нарушении порядка учета бюджетных обязательств, за нарушение порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н, который регламентирует действия должностных лиц казенного учреждения по составлению и представлению в территориальный орган Федерального казначейства Сведений о принятом бюджетном обязательстве.
Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в статью 15.15.7 Кодекса, установив административную ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств. В статье 15.15.11 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
Однако в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств является бюджетным полномочием Федерального казначейства.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при осуществлении полномочий по обеспечению исполнения федерального бюджета Правительством Российской Федерации устанавливаются сроки завершения расчетов по неисполненным обязательствам отчетного года по государственным контрактам и сроки отзыва неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, доведенные получателям на оплату указанных государственных контрактов.
Однако ответственность за нарушение указанных сроков законодательством Российской Федерации не установлена.
Учитывая изложенное, в статье 15.15.11 Кодекса законопроектом предлагается установить административную ответственность за несвоевременное распределение (несвоевременный отзыв) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
Проект федерального закона в соответствии с Планом-графиком дополнен пунктами, предусматривающими внесение изменений в статьи 15.11 и 15.15.6 Кодекса в части конкретизации случаев признания бюджетной отчетности недостоверной.
В соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно действующей редакции части 20 статьи 19.5 Кодекса административная ответственность предусмотрена только за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля.5 input Законопроектом предлагается также установить административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного представления органа государственного финансового контроля. Принятие законопроекта и реализация его положений позволят усилить контроль за исполнением бюджетного законодательства, повысить результативность использования бюджетных средств, направленных на капитальные вложения, и снизить объем дебиторской задолженности по расходам из средств федерального бюджета.
26 мая 2017 года закон принят Государственной Думой ФС РФ.
Законопроект № 54490-7
О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 15 и 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(по вопросу регулирования закупок государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих фармацевтическую деятельность)
Проект федерального закона направлен на урегулирование процедуры расходования средств, полученных от осуществления своей деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в том числе, в сфере осуществления фармацевтической деятельности.
Так, проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исключив из перечня государственных и муниципальных унитарных предприятий, на которые распространяется обязанность при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие фармацевтическую деятельность, и иных унитарных предприятий определенных решением Правительства Российской Федерации.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» были внесены изменения, которые вступают в силу с 01.01.2017 года, согласнокоторым государственные и муниципальные унитарные предприятия будут выведены из-под действия Федерального закона от 5 апреля 2013 года №223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и обязаны при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно пункту 8 статьи 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции, действующей с 01.01.2017 года, план закупок формируется государственными унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи, пункт 4 вышеуказанной статьи предписывает формировать планы закупок на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, согласно пункту 7 данной статьи, план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями положения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, ряд государственных и муниципальных унитарных предприятий, например, государственные и муниципальные аптечные организации не являются получателем бюджетных средств, так как отсутствует государственное (муниципальное) задание, следовательно, до них не доводятся соответствующие бюджетные ассигнования.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса РФ, пункту 1 статьи 2 Федерального закона 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Согласно пункту 4 статьи 8 указанного закона, государственное илимуниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).
Государственные и муниципальные аптечные организации созданы с целью обеспечения населения и организаций здравоохранения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента, как правило, в силу своей социальной направленности, в тех населенных пунктах, где данный вид деятельности не рентабелен и действуют на основе самофинансирования, самоокупаемости и полной хозяйственной самостоятельности.
Внесенные изменения Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» повлекут к снижению ассортимента лекарственных средств, конкурентоспособности и несостоятельности государственных и муниципальных аптечных организаций, т.к. процедура проведения электронного аукциона от даты размещения закупки в плане- графике до заключения контракта составляет от 42 до 60 дней (сегодня срок от заказа и заключения договора до поставки лекарственных средств составляет, в среднем, семь дней). Также, существует риск, что поставщики не будут участвовать в электронном аукционе по причине невыгодных для них условий контракта, в том числе стоимостных.
Таким образом, принятие и реализация данного законопроекта позволит государственным и муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющим фармацевтическую деятельность, и иным унитарным предприятиям определенных решением Правительства Российской Федерации, осуществлять расходование не бюджетных средств, полученных ими от осуществления своей деятельности, и впредь, руководствуясь федеральным законом № 223- ФЗ «О закупках товаров,работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что позволит им оставаться конкурентоспособными с иными коммерческими организациями и достигать цели, в соответствии с которыми данные унитарные предприятия были созданы.
26 мая 2017 года закон принят Государственной Думой ФС РФ.
Законопроект № 92912-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях
(по вопросу проведения депутатами всех уровней власти встреч со своими избирателями в форме публичных мероприятий)
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в четыре федеральных закона в части уточнения права депутатов всех уровней (депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатов представительных органов муниципальных образований) проводить встречи со своими избирателями в форме публичных мероприятий.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее статус депутатов законодательных (представительных) органов, предусматривает обязанность депутатов всех уровней проводить регулярные встречи со своими избирателями. По форме такие встречи являются публичными мероприятиями.
В настоящее время законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях регулирует порядок организации и проведения различных форм публичных мероприятий. Практика показывает, что наиболее распространенной формой встреч депутатов с избирателями является собрание, позволяющее организовать и провести такую встречу свободно в любое время в специально отведенном или приспособленном для этого месте.
Вместе с тем проведение встреч депутатов с избирателями в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, требует дополнительного правового регулирования, в том числе в целях соблюдения общественного порядка, обеспечения безопасности участников публичных мероприятий и иных граждан, бесперебойного функционирования общественного транспорта, иных организаций, обеспечивающих нормальную жизнь любого населенного пункта в Российской Федерации.
Законопроектом предлагается упростить процедуру организации депутатом встреч с избирателями, проводимых в форме публичных мероприятий (за исключением собраний и одиночных пикетов), например, в форме митинга, в частности, сократить срок подачи уведомления о проведении такого публичного мероприятия в соответствующие органы власти до 7 дней до дня проведения мероприятия (в настоящее время - не позднее 10 дней).
24 мая 2017 года закон принят Государственной Думой ФС РФ.
Обзор изменений в законодательстве за апрель 2017 года
Обзор изменений в законодательстве за апрель 2017 года. Скачать (формат - .pdf)
Еще материалы...
- История
- Паспорт поселения
-
Генеральный план
-
Градостроительное зонирование
-
ГО и ЧС
-
Экономика и финансы
-
Социальная сфера
-
Правила по благоустройству
-
Подведомственные организации
-
Социально-экономическое развитие
-
АнтиНарко
-
Тарифы ЖКУ
-
В помощь населению
-
Местные налоги
-
Земельные отношения
-
Коммунальное хозяйство
- В помощь предпринимателю
- Службы района и поселения
- ТОС
- ЖКХ
-
Правовое просвещение
- Формирование комфортной городской среды
- ПРОФСОЮЗ
- Технологические схемы
- Информация для налогоплательщиков
- Многоквартирные дома
- Территориальная комиссия по профилактике правонарушений
- ДНД
- Реестр муниципальной собственности
-
Полиция информирует
- Неиспользуемое имущество
- Качество питьевой воды
- Схема теплоснабжения
- Схема водоснабжения
- Инициативное бюджетирование
- Малое и среднее предпринимательство
- Газификация