Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Приняты меры по поддержке мобилизованных физических лиц и представителей малого и среднего бизнеса

Правительство России приняло постановление, которое регулирует вопросы сдачи отчетности и уплаты налогов теми, кто призван в действующую армию.

Так, все сроки переноса уплаты налогов и сборов, рассрочки по уплате, представления отчетности распространяются на период прохождения военной службы и на несколько месяцев после окончания мобилизации или увольнения с военной службы. Таким образом, перед тем, как вернуться к платежам и сдаче отчетности, у предпринимателя будет время для восстановления прежней деловой активности.

В частности, включительно до 28 числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания службы, продлены сроки уплаты:

  • налогов (кроме НДФЛ, который уплачивает налоговый агент, и налога на прибыль организаций, удержанного у источника выплаты дохода);

  • сборов (за исключением государственной пошлины и сбора за пользование объектами животного мира);

  • страховых взносов (в том числе фиксированных на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование);

  • страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые приходятся на указанный период.

При этом налоги, сборы, страховые взносы, уплату по которым перенесли, бизнес может оплатить в рассрочку. Первый платеж, равный одной шестой суммы, необходимо внести не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил уже продленный срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов. Далее уплата ежемесячно равными платежами.

Будет продлен не только период уплаты обязательных платежей, но и сроки предоставления налоговых деклараций.

До 25 числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения со службы, продлены сроки представления:

  • налоговых деклараций (кроме деклараций по НДС);

  • налоговых расчетов о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах;

  • расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговыми агентами;

  • расчетов по авансовым платежам;

  • бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обращаем внимание, что отсрочка и рассрочка по уплате налогов касается не только предпринимателей и организаций, но и физических лиц. Речь идет об имущественных налогах и НДФЛ (кроме НДФЛ, который уплачивает налоговый агент). Также для физических лиц продлены сроки представления в налоговые органы деклараций и отчётных документов в рамках валютного контроля. Все сроки по уплате налогов и представлению отчетности для мобилизованных переносятся автоматически.

Самозанятые, которые утратили право на применение налога на профессиональный доход, и предприниматели, которые перешли на НПД, обязаны уведомить налоговый орган о переходе на иные специальные налоговые режимы либо об отказе от них в течение 20 и 30 дней соответственно. Эти сроки также продлены на период несения военной службы и вплоть до конца четвертого месяца, следующего за месяцем окончания мобилизации или увольнения.

В отношении мобилизованных предпринимателей приостанавливаются уже начатые выездные налоговые проверки, не могут быть назначены новые, в том числе валютные или по кассам, не могут быть заблокированы счета. Сроки ограничения – весь период службы и до 28 числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания частичной мобилизации.

Предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на шесть месяцев.

Кроме того, на сайте ФНС России запущена промостраница, где можно ознакомиться, какие льготы по уплате налогов и сдаче отчетности касаются мобилизованных граждан.

Что делать, если налоговое уведомление не получено

Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.

При этом налоговые уведомления не направляются по почте на бумажном носителе в следующих случаях:

1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;

2) если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;

3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

В иных случаях при неполучении до 1 ноября налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством, налогоплательщику целесообразно обратиться в налоговую инспекцию либо направить информацию через «Личный кабинет налогоплательщика» или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления за истекший налоговый период и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@).

Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении и воспользоваться льготой, неучтенной в налоговом уведомлении

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

- по транспортному налогу: главой 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.  

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

Льготной категории налогоплательщиков необходимо проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении. Для этого изучить содержание граф «Размер налоговых льгот», «Налоговый вычет» в налоговом уведомлении.

Если в налоговом уведомлении льготы не применены, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении.

Транспортный налог

Освобождение от уплаты налога предусмотрено только на региональном уровне – законами субъектов Российской Федерации для определенных льготных категорий налогоплательщиков (инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).

Земельный налог

Действует федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; предпенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; многодетные; другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельных участков.

Налог на имущество физлиц

Льготы для 16-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.) предусмотрены ст. 407 НК РФ. Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности. Льгота предоставляется по выбору налогоплательщика в отношении одного объекта каждого вида: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ; 5) гараж или машино-место.

Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения налогооблагаемого имущества.

Убедившись, что налогоплательщик относиться к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но налоговая льгота не учтена в налоговом уведомлении, рекомендуется подать заявление по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.

Если ранее заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.

Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом: через личный кабинет налогоплательщика; почтовым сообщением; путем личного обращения в любую налоговую инспекцию; через уполномоченный МФЦ.

Почему в 2022 году изменились имущественные налоги

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.

Транспортный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

2) применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2021 года;

3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Земельный налог. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

2) изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Налог на имущество физлиц. Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) рост коэффициента к налоговому периоду. В частности, в 10 регионах (Республики Алтай, Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2021 г. – 0,2). В 4 регионах третьего года применения кадастровой стоимости (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область) коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2021 г. – 0,4). В 74 регионах (в том числе в Краснодарском крае), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы, при расчете налога применяется 10-ти процентное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

2) изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

3) изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения). С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).