Обзор изменений в законодательстве за февраль 2017 года
- Подробности
- Опубликовано 11.08.2017 08:33
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
за февраль 2017 года
Федеральный закон от 22.02.2017 № 19-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и статью 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
На руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований, местных администраций, руководителей организаций возложена персональная ответственность за исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Уточняется, что призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте РФ, муниципальном районе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.
Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте РФ, является высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, - глава соответствующего муниципального образования.
Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ
«О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Подписан Закон об отмене срока ограничения бесплатной приватизации жилья
Признана утратившей силу часть 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с внесенными изменениями и дополнениями), поскольку в соответствии с данной нормой возможность приватизации жилых помещений прекращается с 1 марта 2017 года.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 22.02.2017 № 17-ФЗ
«О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Физкультурно-спортивные организации будут вправе осуществлять закупки у единственного поставщика
Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", физкультурно-спортивные организации смогут осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей при общем годовом объеме таких закупок не более пятидесяти процентов от совокупного годового объема закупок заказчика и не более двадцати миллионов рублей.
Под физкультурно-спортивной организацией в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177
«Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
Определены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. В соответствии с положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Настоящим Постановлением утверждены такие общие требования.
Установлено, что форма проверочного листа должна, в частности, содержать:
указание вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, вида (видов) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;
перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки (далее - перечень вопросов);
соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами.
Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 169
«Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды»
Определены правила предоставления и распределения федеральных субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды
Субсидии предоставляются в 2017 году в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, дворовых территорий.
Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166
«Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»
Установлен порядок направления органом государственного контроля и надзора предостережения юрлицу и индивидуальному предпринимателю о недопустимости нарушения обязательных требований
Порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, предусмотрен Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Утвержденными Правилами определены, в том числе:
перечень должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, принимающих решение о направлении предостережения;
срок составления и направления предостережения;
сведения, указываемые в предостережении, в возражении на предостережение и в уведомлении об исполнении предостережения;
порядок подачи возражений на предостережение и их рассмотрения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, порядок уведомления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об исполнении предостережения.
При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 150
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797»
Порядок взаимодействия между МФЦ и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления приведен в соответствие с законодательством
Так, поправками из перечня государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в МФЦ федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов исключена государственная услуга Росимущества по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на торгах (в части подачи заявления о предоставлении таких земельных участков). Кроме того, в данный перечень включена единая государственная услуга "Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество" (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Из рекомендуемого перечня государственных и муниципальных услуг, предоставление которых в МФЦ может быть организовано по принципу "одного окна", исключена государственная услуга, входящая в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, по предоставлению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах.
В перечне государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в МФЦ федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов и результатом предоставления которых является документ, содержащий информацию из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, включена единая государственная услуга "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145
«Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога»
Правительством РФ определен порядок формирования и использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Под таким каталогом понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя коды каталога, соответствующие указанным кодам товары, работы, услуги, являющиеся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги и иную информацию. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок.
Каталог используется заказчиками в целях обеспечения единообразного указания наименований товаров, работ, услуг, в том числе в:
- плане закупок;
- плане-графике закупок;
- формах обоснования закупок;
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
- документации о закупке; контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
- отчете об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.
Определено, что Федеральное казначейство до 1 октября 2017 года осуществляет размещение в единой системе в сфере закупок сформированной Минэкономразвития России информации, включаемой в каталог, в форме электронного документа, созданного в распространенных и открытых форматах, обеспечивающих возможность сохранения на технических средствах, поиска и копирования произвольных фрагментов текста.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Признаны утратившими силу Постановления Правительства РФ:
- от 11.01.2000 N 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд";
- от 02.06.2001 N 436 "О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд".
Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 № 73
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Правительство РФ скорректировало порядок формирования и содержание планов закупок
Изменениями, в частности, уточняется содержание, порядок и сроки формирования планов закупок федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными унитарными предприятиями, имущество которых принадлежит на праве собственности субъектам РФ, или муниципальными унитарными предприятиями.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2018 года.
Постановление Правительства РФ от 31.01.2017 № 104
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797"
Отложены сроки организации в МФЦ государственной услуги, предоставляемой МВД России, по оформлению и выдаче загранпаспортов с электронным носителем информации
Предусмотрено, что организация предоставления данной государственной услуги осуществляется:
не позднее 1 февраля 2018 года (ранее - с 1 февраля 2017 года) - не менее чем в одном МФЦ, расположенном в городском округе и административном центре муниципального района с численностью населения свыше 100 тыс. человек, а также в городе федерального значения;
не позднее 1 сентября 2018 года (ранее - с 1 января 2018 года) - не менее чем в одном МФЦ, расположенном в городском округе и административном центре муниципального района с численностью населения свыше 50 тыс. человек.
Распоряжение Минтранса России от 31.01.2017 № НА-19-р
«Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
Установлены показатели качества транспортного обслуживания населения при перевозках автомобильным и городским наземным электрическим транспортом
К показателям качества относятся доступность (в том числе территориальная доступность остановочных пунктов, доступность остановочных пунктов, автовокзалов, автостанций для маломобильных групп населения), надежность (соблюдение расписания), комфортность (в том числе оснащенность ТС средствами информирования пассажиров, уровень шума и температура в салоне, соблюдение норм вместимости).
Оценка соответствия требованиям стандарта проводится с использованием интегрального показателя уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам, рассчитываемого в соответствии с методикой оценки качества транспортного обслуживания, а также опросов населения об уровне удовлетворенности качеством услуг по перевозке пассажиров и багажа.
Письмо Минтруда России от 14.02.2017 № 18-3/10/П-866
«О Методических рекомендациях по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать»
Минтруд России информирует об издании методических рекомендаций о порядке заполнения госслужащими формы, содержащей адреса интернет-сайтов с общедоступной информацией и данными о них
Эти Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минтруда России (http://www.rosmintrud.ru) в разделе Программы и ключевые документы/подраздел Государственная гражданская служба/Методические материалы по развитию государственной гражданской службы/Порядок заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в подразделе Муниципальная служба/Порядок заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать
Разъяснен порядок заполнения госслужащими формы представления сведений об адресах интернет-сайтов с общедоступной информацией и данными о них
Обязанность представления такой формы госслужащими, муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей госслужбы или муниципальной службы, введена Федеральным законом от 30.06.2016 № 224-ФЗ.
В Методических рекомендациях содержится перечень категорий лиц, которые представляют заполненную форму, порядок заполнения таблицы с адресами сайтов или страниц сайтов, приведен образец заполнения формы.
Напомним, что форма представления сведений была утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 № 2867-р.
Письмо ФАС России от 19.01.2017 № ИА/2401/17
«О применении антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ и обязанности органа местного самоуправления проводить торги по выбору управляющей организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 163 ЖК РФ»
Договоры управления многоквартирными домами, в которых доля государства в праве общей собственности на общее имущество составляет более 50 процентов, могут быть заключены только по результатам открытого конкурса
ФАС России по результатам проведения анализа законодательства и судебной практики сделаны следующие выводы:
в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем 50 процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Федерального закона "О защите конкуренции";
непроведение открытого конкурса по выбору управляющей организации может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению МКД, что свидетельствует о нарушении законодательства о защите конкуренции;
в случае, если доля физических лиц - собственников жилых помещений в доме составляет менее 50 процентов от общего числа собственников, а доля государства - более 50 процентов, то физические лица лишены возможности принять решение о выборе управляющей компании самостоятельно, без участия публичных образований (при этом порядок участия публичных образований в правоотношениях, связанных с порядком выбора организации по управлению многоквартирным домом, определен статьями 161 - 162 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75).
Информационное сообщение ФСТЭК России от 07.02.2017 № 240/11/566
«О разработанных ФСТЭК России Методических рекомендациях по формированию аналитического прогноза по укомплектованию подразделений по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации подготовленными кадрами»
ФСТЭК России разработаны рекомендации по формированию аналитического прогноза по укомплектованию подразделений по защите информации подготовленными кадрами
Соответствующие Методические рекомендации направлены в федеральные органы исполнительной власти, госкорпорации "Росатом" и "Роскосмос", Банк России, ПАО "Газпром", а также управления ФСТЭК России по федеральным округам для обеспечения Методическими рекомендациями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Выписка из Методических рекомендаций (приложение № 3 к Методическим рекомендациям "Рекомендуемые формы представления сведений о кадровом обеспечении подразделений специалистами по защите информации") размещена на официальном сайте ФСТЭК России в сети "Интернет" www.fstec.ru в разделе "Техническая защита информации", подраздел "Укомплектование подразделений".
Информация Минтруда России
«Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
Минтрудом России разъяснены отдельные вопросы, касающиеся установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников
Сообщается о принятии Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:
государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Даны ответы, в том числе, на следующие вопросы:
в Федеральном законе № 347-ФЗ речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п.)?
какие организации не попадают под действие Федерального закона N 347-ФЗ?
какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?
кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона N 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?
Решение Верховного Суда РФ от 16.01.2017 № АКПИ16-1161
«О признании недействующим пункта 22 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утв. Приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258»
Приостановление выдачи разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автодорогам из-за нарушения сроков согласования маршрута признано незаконным
Верховным Судом РФ признан не действующим со дня вступления решения в законную силу пункт 22 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258, согласно которому в случае нарушения владельцами автомобильных дорог или согласующими организациями установленных сроков согласования маршрута уполномоченный орган приостанавливает оформление специального разрешения до получения ответа с предоставлением заявителю информации о причинах приостановления.
Суд установил, что такое приостановление носит не ограниченный точным временным периодом характер, поскольку не содержит указания на его предельный срок, а возобновление оформления специального разрешения зависит от вероятностного события, которое может и не наступить, например, в случае непредставления согласования (неполучения ответа).
Пункт 22 Порядка не содержит указания о том, какие действия заявитель может или должен предпринять в данной ситуации, а также о том, какие действия должен предпринять уполномоченный орган для обеспечения возможности получения заявителем специального разрешения, что, по сути, делает правовое регулирование отношений заявителя и уполномоченного органа неопределенным.
Оспариваемое нормативное положение нарушает права владельцев транспортных средств на получение необходимой государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления ее предоставления, без предусмотренных законом оснований создает препятствия для реализации прав лиц, осуществляющих перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов, может освобождать уполномоченный орган от обязанности по предоставлению государственной или муниципальной услуги без принятия решения об отказе в выдаче специального разрешения.
"Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год"
Подготовлен доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год
Доклад включает результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда РФ, постановлений Европейского Суда по правам человека, а также результаты мониторинга правоприменения по отраслям законодательства РФ, в том числе в следующих сферах:
участие граждан в охране общественного порядка;
государственное регулирование использования воздушного пространства РФ;
противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
профилактика неинфекционных болезней, в том числе медицинские осмотры и диспансеризация отдельных категорий граждан;
дошкольное образование;
организация местного самоуправления;
осуществление капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
специальная оценка условий труда;
организация исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства казенных, бюджетных и автономных учреждений, и др.
Федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ с учетом поступающих в процессе мониторинга правоприменения данных оперативно принимались меры, направленные на устранение недостатков, выявленных в законодательстве и правоприменительной практике.
С учетом правоприменительной практики в докладе отражены предложения о необходимости принятия нормативных правовых актов, о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции, о государственных органах, ответственных за проведение соответствующей работы.
В Докладе мониторинга правоприменения в разделе «Организация местного самоуправления» указывается следующее.
В соответствии с пунктом 8 плана мониторинга Минюстом России, Минэкономразвития России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов.
В результате осуществления мониторинга установлено следующее.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 14 федеральных законов и одно постановление Правительства Российской Федерации, необходимость принятия которых связана с реализацией Федерального закона N 131-ФЗ (приложение N 6).
Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано одно положение Федерального закона N 131-ФЗ (приложение N 7).
При проведении анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) в сфере действия Федерального закона N 131-ФЗ, иных федеральных законов выявлена необходимость их регулирования.
Часть 2 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает возможность возложения на местную администрацию муниципального района полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случае внесения соответствующих изменений в уставы муниципального района и поселения, однако не определяет правовые последствия возможных несогласованных действий органов местного самоуправления указанных муниципальных образований. В связи с этим следует включить в статью 44 Федерального закона N 131-ФЗ положение об одновременном вступлении в силу соответствующих изменений.
Часть 7 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает временное исполнение полномочий главы муниципального образования должностным лицом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, но не в случае его длительного отсутствия и (или) невозможности исполнения им своих обязанностей. При этом проблемы возникают в случае применения к главе муниципального образования мер процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности и (или) заключения под стражу. В этих случаях предлагается предусмотреть возложение временного исполнения полномочий главы муниципального образования на должностное лицо местного самоуправления или депутата представительного органа муниципального образования, определяемых в соответствии с уставом муниципального образования.
Кроме того, в Федеральном законе № 131-ФЗ отсутствуют нормы более универсального характера, связанные с регулированием вопросов временного исполнения полномочий должностных лиц местного самоуправления, отсутствующих в силу различных обстоятельств. На практике это может приводить к длительному неисполнению полномочий, связанных с принятием значимых для местного сообщества решений, либо к возложению полномочий на лиц, которые не имеют соответствующего статуса и не попадают под ограничения и запреты, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. С учетом изложенного необходимо включить в статью 34 Федерального закона № 131-ФЗ норму, предусматривающую порядок временного исполнения полномочий отсутствующего должностного лица другим должностным лицом местного самоуправления или уполномоченным муниципальным служащим.
В целях урегулирования указанных вопросов Минюстом России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направленный на совершенствование правовых основ организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации (пункт 7 приложения № 11).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесен вопрос организации в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем органами местного самоуправления отмечаются трудности при применении данной нормы, так как федеральные законы от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" не содержат конкретных полномочий органов местного самоуправления по организации электро- и газоснабжения поселений.
Учитывая изложенное, планируется поручить Минэнерго России внести в Правительство Российской Федерации предложения о необходимости внесения изменений в указанные федеральные законы в части конкретизации полномочий органов местного самоуправления по организации электро- и газоснабжения (пункт 4 приложения № 13).
В определении вопроса местного значения, касающегося утверждения правил благоустройства территории (пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ), используется термин "прилегающая территория", обязанности по благоустройству которой возлагаются на собственника соответствующего объекта недвижимого имущества. Однако на практике возникают вопросы, каким способом должна определяться прилегающая территория и какими критериями должны руководствоваться органы местного самоуправления при принятии соответствующих решений, затрагивающих законные интересы собственников и правообладателей объектов недвижимого имущества.
В целях урегулирования данного вопроса планируется поручить Минстрою России разработать методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований в рамках реализации Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (пункт 5 приложения N 13).
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 и пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относится выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
При этом согласно НК РФ (подпункт 105 пункта 1 статьи 333.33) государственная пошлина взимается за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
Учитывая изложенное, предлагается поручить Минфину России подготовить поправки к проекту федерального закона N 1091253-6 "О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части корректировки наименования разрешения на установку рекламной конструкции (пункт 6 приложения N 13).
При изучении практики применения Федерального закона N 131-ФЗ по показателю эффективности разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 11 методики) выявлен ряд проблем, требующих законодательного решения.
Пунктом 14 статьи 4 и статьей 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" (далее - Закон N 2395-I) предусмотрено осуществление государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в рамках федерального государственного надзора и регионального государственного надзора. Однако пунктом 5 статьи 5 Закона N 2395-I к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования отнесен контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Между тем Федеральным законом № 131-ФЗ не предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий в сфере регулирования отношений недропользования.
В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится проект федерального закона № 809396-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам муниципального контроля", внесенный Архангельским областным Собранием депутатов, предусматривающий в том числе исключение полномочий органов местного самоуправления по контролю за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (пункт 5 приложения № 11).
Согласно Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897, на органы местного самоуправления возложена функция по организации деятельности аэропортовых комиссий по авиационной безопасности (путем включения в указанные комиссии представителей органов местного самоуправления в качестве их председателей).
Вместе с тем Воздушным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации на органы местного самоуправления не возложены полномочия, связанные с обеспечением авиационной безопасности.
Учитывая изложенное, предлагается поручить Минтрансу России организовать работу по приведению указанного постановления Правительства Российской Федерации в соответствие с Воздушным кодексом Российской Федерации (пункт 7 приложения № 13).