Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Суть реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края

Суть реформы системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края. Скачать (формат - .doc)

1 января 2020 года в Краснодарском крае стартует так называемая «мусорная реформа»

 Она предполагает передачу полномочий по организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами на региональный уровень.

1 января 2020 года в Краснодарском крае стартует так называемая «мусорная реформа». Она предполагает передачу полномочий по организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами на региональный уровень.

Что будет относиться к ТКО?

ТКО - твердые коммунальные отходы - образуются жильцами в домах и квартирах: пищевые отходы и всевозможная тара и упаковка продуктов и изделий бытового назначения, пакеты и смёт из жилища. К твердым коммунальным отходам также относятся аналогичный по составу мусор, образующийся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Стоит понимать: отходы, образующиеся от ухода за зелеными насаждениями, строительный мусор, а также отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.) не входят в зону деятельности региональных операторов. Вопрос вывоза таких отходов решается региональным оператором на договорной основе за дополнительную плату.

Кто должен заботиться о площадке для сбора мусора?

Муниципалитеты курируют вопросы создания площадок для накопления отходов, определяют схему их размещения, ведут их реестр. Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены. До нового года собственникам необходимо привести площадки в соответствие с санитарными требованиями.

Региональный оператор должен осуществлять уборку в момент вывоза мусора. В течение остального времени поддерживать чистоту мест накопления мусора обязаны управляющие компании, ТСЖ, ЖСК.

Ликвидация несанкционированных мест накопления ТКО

Новые правила будут действовать и в случаях, если региональный оператор обнаруживает место складирования отходов объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей. В этом случае он обязан в течение 5 дней сообщить об обнаружении места несанкционированной свалки собственнику участка, муниципалитету и органу экологического надзора.

В течение 30 дней донести до собственника земельного участка необходимость ликвидации свалки. От регионального оператора собственник также получит проект договора на оказание услуг по устранению выявленного места несанкционированного размещения отходов. Выбор у собственника следующий: либо ликвидировать свалку самостоятельно, либо поручить эту работу региональному оператору за дополнительную плату.

Если срок истек, а свалка находится на прежнем месте и собственник земельного участка не предпринял никаких шагов, то региональный оператор кучу мусора вывезет, но может обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами и ожидаемые результаты

Реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в России — комплекс мероприятий по изменению структуры системы обращения с отходами, который реализует Правительство и регионы Российской Федерации. 

Этапы реформы: 

1. Подготовка и согласование территориальных схем обращения с отходами в каждом регионе страны.

2. Выбор региональных операторов, которые будут отвечать за весь цикл обращения с отходами. 

3.Установка единого тарифа по региону на услугу по обращению с отходами. 

4. Создание в регионах современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов. 

Параллельно с этими мерами планируется постепенное введение раздельного сбора мусора. 

Территориальная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами— это подробное описание системы организации и осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов на территории субъекта РФ за определённый период. 

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 сентября 2016 года № 747 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Краснодарском крае. 

Согласно Территориальной схеме Краснодарского края, в регионе формируется новая система обращения с ТКО, включающая 11 зон деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. 

Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах. 

По результатам конкурсного отбора 1 августа 2018 года Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края обществу с ограниченной ответственностью Многопрофильное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Красноармейского района сроком на 10 лет присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Крымской зоне деятельности, в которую включен Темрюкский район.

Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор не имеет права отказаться заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если места сбора и накопления отходов находятся в его зоне деятельности. 

Согласно поправкам в 458-ФЗ услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную.

Согласно новым правилам, каждому субъекту РФ необходимо будет установить единый по всему региону тариф на услугу по обращению с отходами в отношении выбранного регионального оператора. 

Вся реформа призвана урегулировать сферу сбора и вывоза мусора.

Рост цен в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обусловлен необходимостью строительства новых объектов для обеспечения экологической безопасности сферы обращения с твердыми коммунальными отходами. 

Вместо экологически опасных полигонов по захоронению отходов планируется строительство современных предприятий по переработке мусора. 

Система сбора и обработки мусора в России практически не обновлялась в течение последних 40—50 лет. 

Общая система обращения с отходами сформирована пятью основными звеньями: 

- полигоны; 

- компании-перевозчики (сбор и вывоз мусора — обычно несколько компаний в регионе); 

- комплексные мусороперерабатывающие заводы (сортировка, переработка, сжигание, захоронение неперерабатываемых отходов); 

- мусоросжигательные заводы; 

- специализированные предприятия. 

По-прежнему одной из основных тенденций в области переработки мусора остаётся рост общей площади полигонов — под них ежегодно выделяются 7—10 тыс. га земель. Основной сложностью на пути к переработке ТКО является отсутствие в нашей стране системы раздельного сбора мусора, являющейся неизбежным условием для их глубокого рециклинга. Так, 60—80 % морфологического состава ТБО представляет собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35—45 %) или компостирования (25—35 %). Однако сортировка смешанных и перевезённых в одном мусоровозе ТКО позволяет извлечь лишь 11—15 % вторичных ресурсов. При этом практически невозможно использовать биоразлагаемые (органические) отходы. 

Именно поэтому основная задача реформы заключается в формировании принципиально новой, современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами — системы, направленной на повышение экологической сознательности населения и создание такой инфраструктуры, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в промышленное производство. Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов — от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями. 

В рамках реформы будет полностью исключена возможность использования для размещения ТКО несанкционированных свалок.

musorr2019040010-007-